Жанр: Action
Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
Разработчик: Red Storm Entertainment
Издатель: Ubisoft
Дата выхода: 3 мая 2006
Официальный сайт игры: wwwghostrecon.com/us/ghostrecon3

Tom Clancy’s Ghost Recon всегда оставался в тени своей более знаменитой родственницы — линейки спецназовских игр Rainbow Six. И там, и там красовались гордые штампики «Том Клэнси не без гордости представляет», но в Rainbow Six нам давали намного больше оружия, героев и разнообразных заданий. И если в Rainbow Six играли, в основном, очень фанатичные люди, фанаты спецназа и стрелкового оружия, то Ghost Recon увлекались лишь самые отмороженные поклонники Rainbow Six (хоть она и была проще в освоении). Ну и случайные люди — иногда. Но теперь, когда серия Rainbow Six находится в нижней точке консольного грехопадения, ситуация неожиданно изменилась.

Тут надо понимать: нет ничего плохого в том, что игры портируются на приставки и обратно. Точнее, нет в теории. Практика же показывает, что тактические шутеры не способны вынести столкновения с консольными разработчиками и портированием туда-сюда. Разработку под несколько платформ одновременно они переживают еще хуже. Rainbow Six: Lockdown навсегда останется примером того, как не надо делать спецназовские шутеры: там не было тактического командования, там не было полноценной карты, там не было ничего от серии R6, кроме названия. Зато там были комнаты, под завязку забитые врагами, по сорок террористов на каждом чекпойнте и прочие прелести в духе «понимаете, у PlayStation 2 так мало оперативной памяти!». Мы понимаем. Играть в это нельзя.

Ghost Recon: Advanced Warfighter разрабатывался для новой консоли Xbox 360, что вселяло в наши сердца некоторую неуверенность. Да, отзывы были восторженными, игроки и рецензенты утверждали, что игра сродни дорогому боевику, что таких шутеров консоли еще не видели... Отсутствие полноценного тактического режима (вернее, он там есть, но в зачаточном виде), правда, настораживало. Вид от третьего лица тоже настораживал, но совсем не так сильно. Разработчики подумали и пообещали для ПК-релиза все напрочь переделать. И ведь переделали! От приставочной версии остались только сюжет и частично карты Мехико. Остальное было дополнено, расширено и улучшено. Вот только цена этих нововведений тоже немаленькая: игра весьма охоча до системных ресурсов. На системе, удовлетворяющей минимальным системным требованиям, GRAW еле ползает. И не на минимальных, что характерно, тоже. Да и на мощных системах, увы, GRAW умудряется здорово притормаживать, когда что-то взрывается и разлетается на куски. Взрывают тут довольно часто, так что с запредельным торможением сталкиваться приходится постоянно. С другой стороны, игра очень красивая.

Боже, храни Канаду

На Xbox 360 тактическая карта присутствует скорее для антуража — там нет даже половины тех возможностей, что есть в РС-версии.

Сюжет игры, как и положено спецназовскому шутеру, предельно упрощен и оригинальностью не отличается. На саммит в Мехико-сити слетелись главы североамериканских государств: канадский премьер-министр, американский президент и... мексиканский президент, кажется, никуда не прилетал, он тут живет. Но гнусные повстанцы коварно взбунтовались и похитили президентов! А премьера так и вообще пустили в расход. Наша задача, естественно, не организация похорон канадца, а вовсе даже спасение американского президента... ну и мексиканского, если под горячую руку подвернется. Но — и тут кроется главное отличие Ghost Recon от серии Rainbow Six — для этого нам придется не брать штурмом бизнес-центр или посольство, а ломиться сквозь город, где на каждой крыше снайпер, на каждом холме бункер, а на перекрестках оборудованы пулеметные гнезда. Ужасы гражданской войны во всем своем великолепии.

Уже во время первого брифинга становится понятно, зачем разработчикам понадобилось столько ресурсов. Главный герой покидает самолет через грузовой люк и плавно спускается на парашюте куда-то в город. Настоящий, трехмерный, огромный город. Не нарисованная на земле текстурка, а трехмерный мегаполис, во все стороны до горизонта. Авторы хвастаются, что Мехико воссоздан ими по картам, фотографиям и впечатлениям от командировок со всеми достопримечательностями. Поверить в это достаточно легко. Но, главное, нет никакого перехода между волнительными панорамами индустриального мегаполиса и собственно миссиями: дома становятся крупнее, крыши — ближе, и вот уже герой оказывается в центре событий. Позже нас будут доставлять на место с помощью вертолетов (обзор, к сожалению, ограничен), на БМП (всей панорамы — три физиономии напарников и затылок механика-водителя)... что дальше, подводная лодка или шаттл? Впрочем, разработчики уже впечатлили нас панорамами, можно и перерыв сделать.

Стой там — иди сюда

Плотность застройки в GRAW просто феноменальная. Здешний Мехико составлен из нескольких тысяч строений.

Вот оно, главное отличие ПК-версии от консольной: тактический режим с полноценной интерактивной картой. Если на Xbox 360 можно было просто сказать напарникам «иди за мной, стреляй туда», то на PC тактической картой приходится пользоваться часто и помногу, задавая бойцам маршруты следования, сектора обстрела и прочее, прочее, прочее. Дело в том, что ПК-версия гораздо детальнее, в ней больше врагов, больше мест, где эти враги могут прятаться, больше естественных укрытий для нашей команды.

Игра стала гораздо более масштабной и интересной. Кстати, никто не мешает отдавать приказы на ходу, не пользуясь картой, — для этих целей прекрасно подходит колесо мышки и кнопка под этим самым колесом. Недостаток в том, что, отдавая приказы таким образом, легко ткнуть немножко не туда — и электронный спецназовец бодро пошагает под пули. Недостаток же тактической карты заключается в том, что она работает в реальном времени — соответственно, игрок никак не может отреагировать на изменение ситуации. Ну а так режимы друг друга почти уравновешивают. Эх, вот если бы к тактической карте от Rainbow Six прикрутить экранное меню от SWAT 4 — какая бы игра получилась! Впрочем, и так хорошо... но ведь могло быть гораздо лучше.

Враги на недостатки интерфейса реагируют вполне по-джентльменски. Да, они слаженно атакуют, агрессивно обороняются, используют укрытия... Но только если наша команда зашла с точки, предусмотренной дизайнерами игры. Стоит зайти с фланга или, того хуже, с тыла — как враги теряются и вместо того, чтобы стрелять в нас, смотрят пару секунд с немым укором — «как ты мог, а? мы же старались!». Потом, конечно, стреляют. Но не всегда. Повышение уровня сложности приводит к тому, что врагов становится еще больше, и удивленный взгляд занимает вместо двух секунд — одну. Не сильно радует и тот факт, что из всех органов чувств враги оснащены ровно одним — зрением. Зато чрезвычайно острым. Но вот со всем остальным — беда. Ко врагу можно подойти со спины — открыто, не таясь, да хоть бегом — он ничего не заметит. А когда заметит, будет уже поздно. Получается вот что: там, где надо отработать по сценарию, враги действуют замечательно, разумно и с разрушительным эффектом. А вот с инициативой и способностью к импровизации — просто беда. Но если учесть, что врагов очень много, миссии очень длинные, а сохраняться не дают — получается не так уж плохо.

В линию

Перестрелки зачастую проходят на предельных дистанциях. Противников приходится отстреливать буквально на ощупь.

GRAW — игра вполне линейная. Простора для импровизации здесь немного, но он все-таки есть. Это не старый Rainbow Six, где одну и ту же миссию можно было проходить бесконечное количество раз, причем с разными результатами (если честно, разница заключалась в том, как именно перестреляют нашу команду в этот раз, — но именно эта непредсказуемость и грела душу). Прохождение же GRAW выглядит так: попадаем под обстрел, отходим, ищем обходные пути, находим, убиваем всех, идем дальше. С третьего-пятого раза, когда карта заучена наизусть, миссия проходится легко и безошибочно. Варианты, конечно, возможны, но, как правило, это именно так и выглядит.

Есть у игры и еще одна проблема, мелкая, смешная, но все равно неприятная. Огнестрельное оружие. Его, во-первых, мало (четыре штурмовых винтовки, пулемет, снайперская винтовка, два пистолета и два пистолета-пулемета), а во-вторых, оно ненастоящее. То есть выглядит оно очень даже неплохо, стреляет как положено, но вот беда — названия моделей утеряны. То есть честный фанат оружия и без подсказок поймет, что пистолет GI-8 — это на самом деле Glock 18, а винтовка M99 в жизни более известна, как Barret M99, но... Неаккуратненько как-то. Зато модели этого самого оружия выполнены очень детально, все движущиеся части анимированы, все режимы стрельбы сохранены, надписи на корпусе более-менее соответствуют оригиналам. Каждую штурмовую винтовку можно снабдить коллиматорным либо оптическим прицелом, глушителем и подствольным гранатометом (не надейтесь, что вам позволят навесить все и сразу: мешать никто не будет, однако на боевых качествах оружия вся эта мишура скажется не лучшим образом). Но грамотно и разнообразно вооруженная команда способна творить чудеса; оптический прицел к тому же превращает отстрел террористов в несложный, хотя и достаточно нудный процесс. Модель повреждений здесь, мягко говоря, упрощенная — игрок без особого вреда для здоровья способен пережить десяток попаданий. Но в GRAW это скорее к лучшему — все-таки у нас тут шутер для сравнительно широкой аудитории; фанаты Rainbow Six и оригинального Ghost Recon повымерли от тоски и безысходности.

GRAW — одна из первых игр с поддержкой технологии PhysX. Обломки, которые вы видите на скриншоте, генерируются и разлетаются с соблюдением всех физических ГОСТов.

* * *
Игра получилась весьма противоречивая. Очень красивая — но за счет чрезвычайно высоких системных требований. Очень играбельная — но за счет огромного количества упрощений. Однако на фоне того непередаваемого ужаса, что нам нынче пытаются выдать за тактические шутеры (см. последний Rainbow Six и сравнительно свежий Full Spectrum Warrior: Ten Hammers), — это, безусловно, шедевр. Если же не пытаться сравнивать, а просто сесть и поиграть — просто хорошая игра. А если вы найдете себе напарника для игры в совместном режиме (а лучше трех напарников), получится совсем другая игра, гораздо лучше прежней.

--------------------------------------------------------------------------------

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 95%

Геймплей: 8.0

Графика: 9.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Кто бы мог подумать! Вместо порта с Xbox 360, выполненного левой задней ногой, мы получили очень достойную игру, которая на пару голов выше не только ближайших конкурентов, но и собственного консольного родственника.

Рейтинг «Мании»: 8.5