Жанр: Action
Мультиплеер: Нет
Разработчик: Plastic Reality Technologies
Издатель: Cenega
Издатель в России: 1C
Дата выхода: август 2006
Официальный сайт игры: wwwelmatador.net
Минимальные требования: CPU 1,5 MHZ, 512 MB, 128 MB VIDEO
Рекомендуемые требования: CPU 3 GHZ, 1 GB, 256 MB VIDEO

El Matador оказался вторым после Call of Juarez восточно-европейским откровением этого месяца. И если от настырных поляков из Techland можно было ожидать, что они научатся-таки делать пристойные шутеры, то от чехов с несусветным названием Plastic Reality Technologies ничего путного ждать как раз не приходилось. Cenega Publishing, европейский издатель El Matador, последние несколько лет занята обстоятельным издевательством над трупом X- COM, а пресловутые Plastic Reality за всю жизнь сотворили только малоиграбельный клон Commandos под названием Korea: Forgotten Conflict. Так вот, звезды совпали таким удивительным образом, что эти, прямо скажем, не самые многообещающие люди выдали крайне жизнеспособный и занимательный клон... Max Payne.

Техасский рейнджер

Пока Remedy осваивают новые геймдизайнерские просторы, у них обнаружились прямые последователи. Plastic Reality бережно, пиксель к пикселю, перенесли чудотворный геймплей Max Payne в кокаиновый антураж Южной Америки. Итогом этой хирургической операции явился, как любят писать наши западные коллеги, компетентный экшен. Проще говоря, El Matador — это натуральный Max Payne с поправками на технологические достижения 2006 года.

С одним, впрочем, существенным отличием. Разобрав на составные части нехитрую «макспейновскую» механику, Plastic Reality действительно умудрились доподлинно ее воспроизвести. С атмосферой и вкусом у чехов, однако, не вышло. Вместо образцово-показательного нуар-произведения нам предлагается лицезреть клинический B-movie про наркотики и суровых полицейских. А ведь Max Payne — это не просто затяжной прыжок в slo-mo. Это в первую очередь высокий стиль, поднятый воротник плаща, дождь, ночной Нью-Йорк, ну и прочие атрибуты. Прежде чем засесть за свою игру, Remedy отсмотрели всю классику мирового кинематографа, начиная с черно-белых богартовских шедевров. Plastic Reality, должно быть, довольствовались пыльными видеокассетами из собственной подростковой коллекции. Местному сюжету передавали привет Майкл Дудикофф, Жан-Клод Ван Дамм и Чак Норрис одновременно. Главгерой выхаживает в безрукавке и с огромным крестом (!) на груди. Коллеги зовут его, ясное дело, Матадором. Интриги и вообще внятного повествования нет — от миссии к миссии вы уничтожаете бесконечных наркобаронов с именами вроде «Эль-Хаммер». Гнусные кат-сцены большей частью посвящены картинным облетам камеры вокруг Матадора и предельно нелепым диалогам.

Туториал и мануал ничего не сообщают о стрельбе через тонкие перегородки, но иногда это почему-то получается.

Но самое печальное, что чехи все это подают на полном серьезе. Из латинской эстетики, гитарных переборов и кокаиновых разборок можно сотворить солнечное попурри по мотивам родригесовского Desperado. Удачный пример такого подхода у нас имеется — Total Overdose в свое время искупала все графические и геймдизайнерские прегрешения одним только intro-роликом. Но здесь, к сожалению, ситуация другая. El Matador относится к себе с какой-то возмутительной серьезностью. Тут нет и намека на самоиронию. Высадка на вертолете, штурм церкви, в которой схоронились наркодельцы, какие-то укрепленные наркоджунгли — все эти сцены подаются Plastic Reality без тени улыбки на лице. Мало того, чехов можно было бы понять, находись у них в распоряжении сколько-нибудь внушительный бюджет. Но его как раз нет — всю дорогу невозможно отделаться от ощущения, что смотришь по кабельному «Американского ниндзя 5».

Отдельной строкой нельзя не отметить музыкальное сопровождение, от которого уже через пять минут натурально вянут уши. Местный саундтрек составлен из электронных произведений такой оглушительной скорости и однообразия, что кажется, будто тебя методично лупят утюгом по темечку. Сложно представить, кому в 2006 году могло прийти в голову озвучить наркобоевик музыкой, которую уже лет десять никто не допускает до своих барабанных перепонок, но штатного композитора Plastic Reality в терапевтических целях необходимо на месяц запереть в комнате с собственными произведениями, а потом посмотреть, что будет. Автор этих строк впервые за долгое время вынужден был волевым решением отключить музыку, потому что, знаете ли, болит голова.

Американский ниндзя
А теперь — удивительное разоблачение. Весь вышеозначенный беспредел компенсируется одним-единственным фактом: Plastic Reality умудрились зарядить El Matador таким драйвом, что не снилось даже Максу Буллетаймовичу Пейну. Местный экшен действительно копирует Max Payne буква в букву, но есть нюанс — «Матадор» очень крепко завязан на физику. Remedy, конечно, прикрутили к Max Payne 2 физический движок Havok, но это было скорее для галочки.

Неизвестно для чего Plastic Reality снабдили взрывы дурацким светоэффектом, но каждый раз, когда рядом с вами бабахает очередная бочка, экран выглядит примерно вот так.

В El Matador нет ни физических головоломок, ни какой-то выдающейся разрушаемости. Но есть очень ценное ощущение того, что мир действительно реагирует на происходящее вокруг. Вездесущие бочки с горючим бабахают так, что врагов буквально выбрасывает через витрины и окна. Доски отлетают от пуль, какие-то телеги рассыпаются под градом автоматных очередей, колонны на автостоянках обваливаются, оставляя вас без укрытия. Ну и так далее. Все это — заслуга скорее левел-, чем геймдизайнеров. «Эль Матадор» не содержит ни одной свежей идеи, но старые отрабатывает с должным вдохновением. Игра обладает крайне редким для современных игр свойством — она живет сама по себе. Вот вы уже, казалось бы, перестреляли всех врагов и зашли в очередной склад, как вдруг под ноги выкатывается горящая бочка, которую задела чья-то предсмертная очередь. И все, привет — сила случая.

Такие вот неожиданности случаются сплошь и рядом — все благодаря корректной баллистике. Если вы вдруг задумаете дать очередь в упор по металлической конструкции, приготовьтесь поймать несколько собственных пуль в лоб. Нетрудно догадаться, что грамотно реализованный рикошет вместе с физикой и детонирующими бочками творят чудеса. Тут постоянно что-то трещит, обваливается, ломается или взрывается. В El Matador удивительным образом невозможно почувствовать себя в безопасности, тут на своей собственной шкуре можно ощутить, как легко расстаться с жизнью. Уже после часа игры учишься не срываться с места после того, как утихнут выстрелы, а осторожно высовывать нос из-за укрытия.

Вместе с корректной физикой и баллистикой привычный геймплей неожиданно приобретает тактический привкус. Девяносто процентов всех местных уровней категорически невозможно пробежать, радостно поливая все живое свинцом. Во-первых, Матадор как-то неприлично быстро умирает, а во-вторых, врагов действительно много. Slo-mo, кстати, не то чтобы очень помогает — даже при замедлении времени убивают на раз-два.

Это, конечно, удивительно, но чешская калька с Max Payne неожиданно продемонстрировала тактическую глубину и даже какую-никакую свободу. Тут можно рассчитать угол рикошета и убить какого-нибудь снайпера ловким выстрелом в стену. Игра учит планировать свои действия, а не строчить от бедра. Каждый сантиметр уровня приходится буквально выгрызать у противников.

 
Уровень детализации и прорисовки местных интерьеров местами поражает в самое сердце.
Подобраться так близко к врагам в El Matador выходит крайне редко.

* * *
Крепкий и внушающий уважение геймплей Plastic Reality подкрепляют нестыдной картинкой. Моделям недостает полигонов, но за местную игру светотени можно простить очень многое. Кроме того, El Matador регулярно щеголяет крайне достоверными кварталами Южной Америки. Такие, знаете, с характерными бельевыми растяжками и невероятной плотностью застройки. А когда динамическая тень от пальмы накрывает внутренний двор штурмуемой церкви, так и вовсе начинаешь верить, что перед тобой полнокровный блокбастер. И это не говоря уже о предфинальных этапах, которые имеют место быть в натуральных джунглях. С ручьями, бликующим в объектив солнцем и прочими атрибутами Far Cry.

Внимательный глаз, однако, отмечает непомерное количество огрехов разной степени тяжести. Вот Матадор со всего маху падает с пятого этажа, а энергия отчего-то отнимается у бронежилета. Вот у церкви обнаруживается прозрачное окно с выходом во дворик, где главгерой через три шага проваливается по пояс в бетонный пол. Plastic Reality, к сожалению, не хватило денег, усердия, прилежания и хорошего вкуса, чтобы превратить свою крепко сбитую игру в полноценный хит.

Но El Matador в каком-то смысле видится игрой будущего, где сама структура, геймплей и технологии тянут на себе обязанности сценаристов и закрывают собой же прорехи в бюджете. Если не обращать внимания на смехотворный сюжет и никчемные кат-сцены (а также выключить музыку), обнаружится, что в Plastic Reality трудятся ощутимые таланты. Потому что играть как раз интересно, увлекательно, а главное — разнообразно. Та самая свобода, которую мечтает подарить игрокам каждый начинающий разработчик, у чехов вышла сама собой, почти случайно. Очень уж интересно, что они сработают дальше.

P. S. Как нетрудно догадаться, локализацией и изданием El Matador на территории России занимается фирма 1С. Если оставить за скобками прилежную работу со шрифтами, мануалом и прочими мирскими вещами, остается, собственно, озвучка. Учитывая, что оригинальная игра, мягко говоря, не блещет голливудскими талантами, мы и не надеялись, что в России Матадор заговорит голосом Федора Бондарчука. Так оно и вышло — безвестные актеры скверно озвучивают скверных же персонажей. Закон сохранения энергии в действии.

--------------------------------------------------------------------------------

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 8.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 3.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Технологичный, но безвкусный перепев Max Payne, успешно компенсирующий отсутствие вменяемого сюжета цельным геймплеем и приятной графикой.

Рейтинг «Мании»: 7.0

Локализация: 2.0